ас изделия
Многие люди, поработав на новом месте год-полтора, начинают искать другую работу.
На вопрос о том, что их не устраивает, отвечают примерно так:
«Да все! Я себя чувствую здесь не в своей тарелке. Хочу сменить работу».

Что заставляет в очередной раз срываться с места и отправляться на поиски «работы мечты»?
Хорошо, когда причины желания: «Хочу сменить работу» ясны и понятны.
Но когда мы говорим «душа не лежит» — это уже то, что касается нашей эмоциональной жизни.
Попробуем перевести наши ощущения в нечто более осязаемое и конкретное, что можно если не посчитать, то описать, а значит, изменить.

Рассмотрим три основных фактора, влияющих на удовлетворенность работой: «тепло», «границы», «пространство».

  • ТЕПЛО

Этот параметр труднее всего измерить.
Но чувствуем мы его безошибочно.
Представим, что на улице холод и дождь, мы продрогли.
Но вот входим в офис, видим знакомую картину на стене, улыбающихся или сосредоточенных коллег — и у нас уже тепло на душе.
Или другая ситуация: мы подходим к офису — и нам становится как-то не по себе, зябко.
Мы буквально заставляем себя открыть дверь и войти внутрь.
В каждой компании своя атмосфера.
Когда нам на работе комфортно и уютно, мы, как правило, даже не задумываемся об этом — мы же не ставим градусник, когда чувствуем себя хорошо?
Нам кажется, что это в порядке вещей.
Разве что иногда, когда заходим в соседний отдел и замечаем, что в воздухе витает неприятный холодок — колкости в адрес коллег, завистливые взгляды, нет-нет да мелькнет мысль: «Как неуютно».

На первый взгляд может показаться, что это все «лирика».
Но на самом деле офис — своего рода «эмоциональный бульон», в котором все мы варимся.
И то, как мы себя там чувствуем, влияет и на нашу работоспособность, и на физическое состояние, и на настроение, с которым мы возвращаемся домой.
Что значит для нас «тепло»?
У каждого, безусловно, есть главное, что он вкладывает в это.
Но в любом случае эти неуловимые моменты внутри нас «подогреваются» извне. Можно перечислить множество эмоций и чувств, для которых это слово будет общим знаменателем: позитивный настрой, спокойная уверенность, желание улыбнуться, посмотреть в глаза, помолчать или поговорить
Чем бы мы ни занимались, нам важно ощущать, что мы доверяем своей «среде обитания», что в ней разлито это «тепло», — и тогда мы с удовольствием идем на работу.

  • ГРАНИЦЫ.

Чтобы чувствовать себя безопасно и уверенно, нам надо понимать, что мы делаем и за что отвечаем.
Казалось бы, существуют документы, в которых черным по белому прописаны функциональные обязанности каждого (правда, в них редко кто заглядывает).
Конечно, есть руководитель, к которому всегда можно обратиться с вопросом, что конкретно я должен делать.
Но в ответ мы часто слышим: «Да ладно, начнешь работать — там разберешься…»

Кому-то это только на руку: в ситуации неопределенности они чувствуют себя свободно и комфортно — как рыба в воде.
Но большинство из нас не могут работать в таких условиях.
Чтобы испытывать удовлетворение от работы, чтобы оценить, удалось нам что-то или не нет, нам надо понимать критерии оценки.
А значит, нужны четкие границы: ответственности, времени, пространства.
Многие на простой вопрос: «А что вы делаете на работе?» отвечают: «Вы знаете, так много всего…»
Должны быть определенными и границы рабочего дня.
Конечно, мы можем сидеть в офисе хоть до ночи: что-то не успели и хочется доделать.
Но всегда важно знать, что наш рабочий день имеет рамки и после определенного часа мы свободны.

Границы взаимоотношений тоже лучше сформулировать четко, иначе это приводит к недомолвкам, конфликтам.
Где-то принято обращаться друг к другу по имени и на «ты», заходить в кабинет начальника без стука, брать с чужого стола документы, обсуждать домашние дела, а где-то это считается недопустимым.
Нам может казаться, что чем меньше ограничений, тем лучше, но на практике чем больше в нашей работе «демаркационных линий», тем больше четкости, ясности, стабильности.

  • ПРОСТРАНСТВО.

Мы приходим в офис не только для того, чтобы зарабатывать деньги, — мы хотим реализовать себя.
А это невозможно, если у нас нет своей «территории», своего «пространства» — личного и профессионального, в пределах которого мы можем действовать и чувствовать себя свободно.
И у этого пространства есть границы.
Возможно, это звучит парадоксально, но именно понимание границ дает нам свободу.
Например, как мы планируем свою работу?
Устанавливаем определенные сроки, объем, но в пределах этих границ мы сами распоряжаемся своим временем — можем что-то сдвинуть, поменять приоритеты и расширять сферу своих компетенций.

У каждого из нас собственное понимание свободы и личное пространство, поэтому нам важно осознание своего рабочего места: вот мой стол, мои бумаги, компьютер, телефон, вот здесь я держу свои вещи — казалось бы, пустяки.
Но это наша личная (хотя и рабочая) территория, где нам должно быть удобно и уютно.
Попробуйте отобрать у нас постоянное место («где сегодня свободно, туда и садись»), и чувство комфорта моментально улетучится, не захочется завтра выходить на работу.

Существует такой психологический фокус: мы встаем в центре комнаты, и к нам с четырех сторон поочередно приближаются люди, а мы выставляем вперед руку и говорим «стоп».
Тем самым мы очерчиваем свое личное пространство — ту дистанцию, на которой мы комфортно чувствуем себя с другими, а она у всех разная.

Деловые отношения по определению не могут быть чрезмерно близкими: не случайно существует даже такое правило «вытянутой руки» — как некий образ оптимальной дистанции в деловых отношениях.
Иногда нашу свободу пытаются ограничить работодатели.
В некоторых компаниях корпоративная культура предполагает обязательные коллективные походы в театр, кино, рестораны.
Но если мы каждые выходные обязаны быть на тренингах по тимбилдингу, а по средам на командном боулинге — это уже посягательство на личное время.

  • Три в одном.

Три фактора, в которых проявляется наша удовлетворенность работой, — тепло, границы, пространство — важны для каждого.
Но какой из них наиболее значим для нас, на что стоит обратить особое внимание?

Представим, что перед нами три виртуальных «лукошка», и попробуем разложить по ним все, что нас не устраивает.
В первое «лукошко» отправим то, что касается «тепла».
А для этого ответим на несколько простых вопросов: нравится ли мне офис?
Где стоит мой стол — у двери, где сквозняки, или у окна, где солнце?
Сколько человек в комнате?
Каждая мелочь может иметь значение. И может быть, мы сами способны что-то изменить.

А потом подумаем, что нас не устраивает во взаимоотношениях — не получается наладить контакт с коллегой, начальник смотрит косо, не складываются отношения с клиентами и так далее.
Что делать?
Возможно, стоит от кого-то дистанцироваться, с кем-то прояснить отношения, в чем-то проявить инициативу, устроить чаепитие в свои день рождения.

Второе «лукошко» оставим для «границ».
Например, мне постоянно приходится работать допоздна, но мне за это почти ничего не платят.

Как быть?
Для начала определить границы своей ответственности и понять: меня просят остаться, потому что ценят, или просто не задумываются о том, что нарушают границы моего личного времени?
А дальше — не отвечать «да» на любую просьбу, определиться с приоритетами, когда наваливают массу дел, учиться договариваться.
Шеф не поймет абстрактного «ой, я не могу, я устал» и так далее.
Он ведь тоже устал и, когда свалил на нас эту работу, смог вздохнуть с облегчением в надежде, что все будет сделано.
Значит, ему нужно объяснить, почему мы не готовы работать до ночи, уточнить с ним сроки, еще раз обговорить свои обязанности и способы компенсации.

Главное, сделать это надо внятно и дружелюбно.
Предлагаю действовать «по методике швейцарского сыра»: если мы стоим перед сплошной и, казалось бы, непробиваемой стеной проблем, попробуем прокрутить в ней несколько дырочек, как в швейцарском сыре, то есть сделать что-то конкретное, и стена уже не будет казаться такой неприступной.

И наконец, третье «лукошко».
Попробуем понять, какое пространство нам необходимо: кому- то комфортно держать коллег на расстоянии вытянутой руки, а кто-то предпочитает «ходить в обнимку».
Границы и пространство — вещи взаимосвязанные.
Поэтому надо четко очертить границы своего личного пространства: если потребуется — отвоевать территорию, действуя мягко, но настойчиво, «железной рукой в бархатной перчатке», а дальше — не сдавать позиций.

  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД.

Когда мы разложим по «лукошкам» все, что касается тепла, границ и пространства, увидим, что конкретно нас не устраивает.
А дальше — будем решать, как поступить.
Если мы считаем, что компанию пора менять, то новую организацию будем выбирать уже «с открытыми глазами», понимая, что мы ищем, помимо должности и зарплаты, в какой атмосфере хотели бы работать, в каком пространстве, какая степень свободы нам необходима и с какими ограничениями мы готовы мириться.

Но более конструктивный, как мне кажется, вариант — попробовать на своей нынешней работе изменить то, что можно изменить.
Ведь нет гарантий, что на новом месте все не повторится: меняются вывески, начальники, коллеги, а ощущения те же — и получается своего рода «день сурка».

А все потому, что свои проблемы мы носим с собой — из компании в компанию. Но если мы, наконец, разберемся с собой, возможно, пропадет и охота к перемене мест?
Если у вас лишний вес или проблемы с переедание, то с этими проблемами поможет справиться клипса AS с нанопокрытием для похудения.


 
ProtektorShpora
http://asnanjsustavi.ru

Источник -журнал Наша психология.

You must be logged in to leave a reply.